Из Книги Сын-Сай-По «Пинцеты Мудрости»
К Наставнику, бывшему тогда судьей, привели пьяного, пойманного на торговой площади. Он буянил и разбил сосуды с вином. Наставник приказал отсечь ему голову. Никто не понял такой строгости. Секретарь Сы спросил:
– Не объяснит ли Наставник преданным подчиненным, почему он назначил столь суровое наказание за столь небольшой проступок? Не лучше ли наказать преступника палкой?
– Нет, – ответил Наставник, – этого человека надо казнить, ибо он – отцеубийца.
Никто из присутствующих не понял его слов – и вновь попросили разъяснения. Тогда Наставник сказал:
– Мудрец постигает не явление, а его причину. Просветленный судья осуждает не проступок, а источник, породивший его. Вы далеки от мудрости, но я вам объясню.
Этот человек пьян и, будучи пьяным, разбивал сосуды с вином. Разве кто-то может пить разлитое вино?! Он уничтожил то, что сделало его пьяным, таким, каков он есть! А разве не отец и мать, разве не преданные слуги Императора и благословенные служители храмов сделали его таким, каков он есть? Если сегодня он разливал вино, что стоит ему завтра призывать к бунту?! Поэтому я считаю его бунтовщиком, богохульником и отцеубийцей. Если бы он был трезвым, я бы отпустил его.
Воистину мудр и справедлив суд Наставника, – сказал секретарь Сы. И это повторил каждый...
...
Привели разбойника. Секретарь Сы доложил, что злодей напал на ростовщика, а когда тот позвал на помощь и прибежали стражники, разбойник оказал сопротивление и одного из них ранил. Наставник велел страже развязать преступника.
– Иди, ты свободен, – сказал он.
Многие подумали, что Наставник не в своем уме. Сы еще раз напомнил, что это за человек и сколь тяжек его проступок, но Наставник снова приказал, чтобы разбойника отпустили.
– Благочестивый Наставник, – обратился секретарь Сы к судье, – смею напомнить вам указание Повелителя Поднебесной, которое предписывает немедленно казнить тех, кто пойман на месте грабежа. Кроме того, этот человек ранил стражника, то есть хотел убить его – это также отягчает приговор...
– Я отпускаю этого человека, ибо каждый из присутствующих здесь должен благодарить его, – сказал Наставник и, видя замешательство, объяснил:
– Мы, служители закона, судим преступников, убийц и воров, устанавливая им наказание – это наша служба. За нее мы получаем деньги от Императора. Если бы мерзавцев не было на свете, меня и вас отправили бы на прополку риса! А стражник, разве он не знал, когда шел на службу, что его могут поранить или убить? Разве не получил он то, что ожидал?
...
Вынесли скамьи. Наставник сел напротив и сказал: «Смотрите – старуха бросает воробьям рис, как будто у нее доброе сердце, но это не так. Глупые воробьи увлечены поеданием риса, а в это время кошка старухи собирается напасть на утративших бдительность птиц. Щепотью риса старуха накормила кошку! Если ты идешь на службу к Императору, запомни это!» Кто-то спросил: «А в чем тут мудрость?» Наставник вскочил с места и набросился на людей с палкой, крича: «Тупицы! Тупицы!»