Миф об овечке Долли

Овечка Долли умерла. Не то от болезней, не то от тоски. Первый человекообразный клон протянул копыта. Миллионеры загрустили, гангстеры затосковали, а ученые подобрали полы халатов и тихо сошли со сцены.

Спешу известить, что данной статье обсуждается способ фальсификации клонирования животных и человека, позволяющий заменить его более простым методом, в результате чего получается тот же результат – псевдоклон. Разницы между клоном и псевдоклоном на физическом уровне нет. Поэтому, разоблачить фальсификацию крайне сложно. Необходимо проследить весь процесс клонирования от начала до конца, но, как понимаете, это практически невозможно: ведь он скрыт от посторонних взглядов в недрах клонологических учреждений. Я вовсе не отрицаю возможность клонирования высших существ в будущем. Я лишь подвергаю сомнению истинность недавних экспериментов. А по сему, высказанные в статье концепции следует рассматривать, как предположение, не более того.

Начнем с актуального вопроса: зачем нужна подобная фальсификация? Как водится, все упирается в деньги. Не останавливаясь на проблеме клонирования богатых господ мнимыми наследниками, мы отметим, что технология клонирования имеет вполне реальный коммерческий потенциал. Уже сегодня, рынок трансплантации клонированных органов, оценивается в десять миллиардов долларов в год. На самом деле, эта сумма гораздо выше. Поэтому, перспективные фирмы пытаются «застолбить» с помощью патентов принципы клонирования, реализация которых на данный момент невозможна. Я называю этот процесс пенетрацией в будущее – суррогатный вариант машины времени, работающий в одном направлении. Согласно закону, одним из условий получения патента является представление рабочего образца: машины, штамма микроорганизмов, семян растений и т.д. Тут на помощь жуликам и приходит псевдоклонирование. Когда эксперты требуют результат, псевдоклонисты отвечают – вот он, посмотрите. Это наша овечка Долли шевелит ушами. На самом деле, так называемый клон Долли – это ее однояйцовый близнец, сестра. Но прежде чем говорить о возможности «псевдоклонирования», неплохо вспомнить, что из себя представляет клонирование «настоящее».

Вкратце, процесс состоит в следующем: из одной единственной клетки клонируемого организма, находящегося на стадии постэмбрионального развития, изымается генетический материал – хромосомы содержащие цепи ДНК. Затем, эти хромосомы пересаживаются в половую клетку «приемной матери» – реципиента. Этот процесс является наиболее сложным и деликатным. Затем эта «химера» (половая клетка с введенным в нее чужеродным генетическим материалом клонируемого организма) пересаживается в матку реципиента, где проходит все стадии эмбрионального процесса. В результате на свет появляется полная копия организма-донора – его клон. Теперь обсудим, как может выглядеть процесс, имитирующий клонирование, но по сути им не являющийся.

Из организма женской особи измается зрелая яйцеклетка. После оплодотворения спермой донора «в пробирке» (данная процедура широко применяется в лечении бесплодия и зооинженерии) яйцеклетка подвергается стимуляции, в результате чего, она делится, образуя две совершенно идентичные клетки. То же самое происходит в природе при появлении однояйцовых близнецов, обладающих внешним сходством и полной генетической идентичностью. Итак, после получения двух, совершенно идентичных эмбриональных клеток, одна из них пересаживается в матку животного-реципиента где происходит ее дальнейшее развитие, а другая подвергается замораживанию. После рождения животного, развившегося из пересаженной клетки, выжидается время, пока это животное не подрастет. После этого, данное животное объявляется «клонируемым». При этом, весь предыдущий этап скрывается, оказывается «за кадром». «Клонирование» заключается в том, что другой самке-реципиенту в утробу пересаживается одна или несколько замороженных «копий» и, через некоторое время, рождаются «клонированные» близнецы. Иными словами, в результате «псевдоклонирования» рождаются однояйцовые идентичные близнецы, но не одновременно, как это происходит в естественных условиях, а через искусственно созданный промежуток времени. Попросту говоря, клон овечки Долли является ее идентичным близнецом, ее сестрой.

Возникает вопрос: для чего прибегать к таким ухищрениям? Дело в том, что стимуляция деления оплодотворенной яйцеклетки, представляет собой более простой способ получения «генетических близнецов», нежели пересадка генетического материала в половую клетку донора. При использовании «упрощенной» схемы, задача сводится к поиску подходящего стимулятора деления, тогда как «истинное» клонирование требует применения сложнейших методов генной инженерии.

Таким образом, псеводо-клонирование позволяет уже сейчас имитировать процесс, который возможен только теоретически. В истории науки, данная ситуация не является уникальной. Например, при разработке первых ЭВМ, были созданы «никчемуметры» – впечатляющие, но совершенно бесполезные устройства с множеством осциллографов, мигающих ламп и т.п. Их задачей было очаровать правительственных чиновников, отпускавших ученым деньги на проектирование компьютеров – невзрачных в те времена, громоздких машин.

Какая связь между «никчемуметрами» и псевдо-клонированием? И в том и в другом случае, технические трудности превышают амбиции науки, что заставляет ученых прибегать к спасительной лжи. После успешного клонирования простейших организмов, бактерий и растений, ученые приступили к клонированию высших животных и натолкнулись на ряд проблем, главную из которых можно охарактеризовать древним философским принципом: нельзя войти в одни и те же воды дважды. В процессе онтогенеза – постэмбрионального развития организма – генетический материал клетки претерпевает ряд необратимых изменений, препятствующих обратному ходу генетических часов. Эти участки генного материала являются «стражами времени», то есть гарантируют неизбежность смерти отдельной клетки и организма в целом. Не будь этого механизма, земля бы заполнилась дряхлыми, недоразвитыми существами и эволюция остановилась.

При попытке клонирования высших организмов ученые столкнулись с необходимостью восстановления этих фрагментов или, по крайней мере, их нейтрализации. Но решение так и не было найдено. Каков выход? В перспективе, возможно использование так называемых стволовых или малодифференцированных клеток, близких по структуре к эмбриональным, находящихся в теле взрослого организма. Их можно обнаружить в половых железах, органах кроветворения и иммунитета, хотя и это не простая задача – такие клетки достаточно редки.

Итак, по мнению автора, предлагаемый на сегодняшний день метод клонирования представляется маловероятной процедурой, похожей на пересадку головного мозга – возможной, но отдаленной перспективы, вряд ли необходимой.



Февраль 2003